четверг, 2 августа 2012 г.

кофе сагофредо






Сиена История и архитектурные памятники Италии

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

20 ноября в категории ---

Сказать о Сиене, что она красива своей удивительной средне-вековой красотой, значит ничего не сказать. Сказать, что уни-кальность ее заключается в том архитектурном анабиозе, в кото-ром она проспала почти 700 лет и сохранилась, как та самая спящая красавица, проснувшаяся только в XIX в. от поцелуя не принца, но путешествовавшего по английского лорда, значит сказать половину. И, наконец, сказать, что все описания не могут передать ощущение завороженности и почти мистиче-ского восторга от раскрывающейся перед вами, словно на экране гигантского кинозала, знаменитой площади Кампо, значит сказать все... Здесь проявляется необъяснимая атмосфера глубокой и чарующей гармонии, столь характерная для Италии вообще и до-стигающая в Сиене, на Пьяцца дель Кампо, своего апогея... Крещендо... Сиену нельзя описать в нее надо приехать, войти и долго ходить по ней, любя ее своими глазами, ушами, ощущающей ветер кожей, носом, наконец, своими ногами... Стереть их об древние кирпичные и плиточные мостовые, напоминающие вам о ее прежнем средневековом величии... Побывать в Италии и проехать мимо Сиены значит уподо-биться молодожену, посчитавшему брачный пир кульминацией свадьбы и поленившемуся по окончании его зайти в спальню... Но Сиена не только дала Италии удивительные архитектурные пейзажи. Она создала тот классический певучий, эмоциоциональный, божественный итальянский язык, на котором писал Данте, и явилась своего рода итальянским языковым Оксфордом. Как Испания реализовалась для всего мира родиной корриды, так Сиена на протяжении многих сотен лет оставалась главным хранителем традиций Палио этой безумной скачки лошадей с молодыми наездниками: без седел, без правил и без остановки. Выиграй Палио, и ты станешь на целый год знаменитым. И тебя будут любить девушки, угощать вином владельцы таверн и уважать старики. Выиграй Палио, и ты будешь национальным героем... И в честь тебя вечером устроят грандиозный банкет на весь город. Выиграй Палио, и ты прославишь свою Контраду. И увидишь сияющие глаза восседающих на балконах дам. Будто многократно повторяющих на итальянский лад полотно великого испанца Гойи. Воистину Махи на балконе только живые... А Балкон опоясывает всю огромную площадь дель Кампо. Ведь это здесь дважды в год (2 июля и 16 августа) проходит знаменитый на весь мир праздник, на который приезжают итальянцы из Германии, и из Америки, и из Австралии... Конечно, те, которые могут себе это позволить... А проходит он начиная с 1310 г. Некоторые считают, что он начался еще раньше, в 1260 г., когда маленькая Сиена победила большую Флоренцию в великой битве при Монтаперти... И в честь нее... И проходят-то эти безумные скачки всего-то 90 секунд, и участвует в них всего 10 лошадей, но зато готовятся к ним весь год все семнадцать Контрад (районов), и предшествует им долгое и пышное средневековое шествие со знаменитой Игрой знамен старинная комбинация акробатики, балета и красочного шоу... Описать нельзя, только видеть... А сиенская школа живописи! Трудно сказать, какой город Флоренция или Сиена задолго до пришествия Возрождения больше привнес в иконопись Италии, в технику живописи, прославившую страну... Флоренция или Сиена? И трудно сказать, кто были большими конкурентами и даже врагами, чем эти два удивительных, неповторимых, гениальных города... Поэтому и сегодня, проходя по залам музеев и галереям не только Италии, но всего мира, вы постоянно будете слышать, как припев у популярной песни, слова искусствоведов сиенская школа, представитель сиенской школы... А имена величайших маэстро Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, Содома, Амброджио Лоренцетти, Якопо делла Кверчи, наконец, семейство Пизано (несмотря на их изначальное житие в Пизе) стали синонимами классической эры предренессанса... Великие сиенцы... Продолжил этот список гигантов Бернардино ди Бетто, прозванный Пинтуриккьо, гениально расписавший в одной из капелл главного собора (Дуомо) библиотеку сиенского кардинала Пикколомини, ставшего позднее понтификом Пием III. И было сие между 1505 и 1508 гг. от Рождества Христова... Сила же красок и выразительность лиц таковы, словно написаны были вчера, неделю назад, и не прошло с тех пор долгих 500 лет, и не было войн и революций, и пожаров, и погромов,... И, наконец, эта маленькая Сиена, где и живет-то всего в ста-ринной части менее десяти тысяч жителей, дала Италии самую великую духом женщину, которая в далеком XIV в. своей легкой полудетской ручкой изменила жизнь целого континента, вернув из Авиньонского пленения римских пап. И стала символом всей Италии, символом духовности христиан. Стала Катериной Сиенской... Уже одного этого хватило бы на десять больших городов, а тут еще Красота... В Сиену нельзя приехать. В нее можно только прийти, оставив далеко под стенами огромной четырехугольной крепости Медичи гордость современного человека машину или многоместный автобус. И, проходя узкими непрямыми улочками, начинающимися сразу от громадины однонефной базилики храма Святого Доменика знаменитого храма, в табернакле которого вот уже 600 лет хранится нетленная глава святой (тело покоится в хрустальном гробу, в церкви Минервы, в Риме), а стены украшают фрески Содомы, изображающие религиозный экстаз Катерины, вы начинаете углубляться не только в маленький (а по современным меркам, просто малюсенький) город, вы углубляетесь в историю, в Средневековье, с каждым шагом все дальше удаляясь от суетного, шумного и нетерпеливого сегодня в неизвестное вам и влекущее вчера. Почти на 1000 лет назад. Вы приближаетесь к вечности. И к гениальности... Сиена город волшебного Средневековья, которое в ней, в отличие от суровой, подчас рустованной Флоренции, приняло облик удивительно светлого й теплого средневекового очарования. Притом это город искусства; и нигде это не чувствуется так, как в Сиене. Виа ди Парадизо, маленькая Пьяцца Матиоти, улица дворцов Виа дей Термини с великолепной лоджией делла Меркаци (1417) это все кулисы, построенные для того, чтобы, идя далее и свернув влево по пологому, но довольно узкому спуску, ваши глаза неожиданно словно вырвались на залитую солнцем главную сцену Сиены, на Пьяцца дель Кампо. Или просто Кампо, как ее называют сиенцы. И это чудо огромных декораций из старинных дворцов и главный из них Палаццо Пубблико с длинной грациозной башней Манджи и девятиполосной сценой раковиной, еще долго будет жить потом в ваших глазах. Стоять перед вами в шуме больших городов, потоке современных машин, в суете метро, в тесноте прокуренных залов ожиданий и эскалаторов супермаркетов... Жить как нечто вневременное, прекрасное и удивляющее своей неповторимостью. Пьяцца дель Кампо. Площадь правления девяти. Апофеоз Сиенской республики. Гениальная несимметричность, борьба вертикалей и горизонта, плоскости и удивительного, присущего только театральной сцене наклона... Раскрашенная рукой художников, обжигателей кирпича, временем и чем-то еще, ускользающим от определения, словно сама живая душа города.... Площадь, изучение которой не минует ни одна уважающая себя академия архитектуры в мире. Площадь, снящаяся всем студентам всех живописных студий... Мир людей делится на две части: видевших Кампо и не бывавших на ней... Последних жаль... Тот, кто увидел, не понимает, как он жил до этого... В 1277 г. горожане, сойдясь на площади, избрали девять самых достойных мужей править городом, сиречь Республикой Сиена. И продержались они, эти честные благородные мужи, многократно сменяясь, без малого 70 лет. При них и появилась знаменитая Пьяцца дель Кампо и ее жемчужина Палаццо Пубблико с высоченной и в то же время удивительно соразмерной, даже изящной Торре дель Манджа. Древние не покоряли природу, они ее использовали. Они не стали срывать три небольших холма, сходившихся вместе в самом центре городка, а устроили площадь в форме раковины, превратив ее одновременно в театральные подмостки, окружив ее удивительно теплыми дворцами и поставив перед Палаццо Пубблико колонну с Капитолийской волчицей: ведь, по преданию, Сиену основали дети Ромула... Может, поэтому сиенцы так горделивы и патриотичны. Ведь в них течет древняя голубая царственная кровь... Поэтому и во внутреннем дворике Палаццо Пубблико, и у его стен на Пьяцца дель Кампо, на высоком мраморном столбе, установлена знаменитая римская волчица. Сиена претендует на древность и аристократичность кровей Рима... Палаццо Пубблико с его великолепными элегантными трехарочными стрельчатыми окнами начали строить в 1250 г. и уже за-вершили всего через 49 лет. Башню, достигшую 102 м высоты и не ставшую падающей, строили с 1338 по 1348 г. братья Ринальдо и Нальди под руководством Джованни дАгостино. Спустя столетие мастер Якопо делла Кверча установил в оптическом центре площади, прямо напротив башни, прекрасный фонтан-бассейн, получивший название Фонте Гайя (фонтан радости, 1409-1419), и тем поставил точку в ее архитектурном триумфе. (На два столетия он опередил знаменитого римского строителя фонтанов Бернини.) А огромное Палаццо Санседонни (начало строительства 1216), расположенное позади фонтана, словно перекликается своим обликом и трехарочными стрельчатыми окнами с фасадом Палаццо Пубблико. Как многократно повторяющийся лейтмотив в прекрасной не музы-кальной, но архитектурной симфонии. Это ли не гениальная находка древних... Не повторить, но продолжить... Чтобы закончить повествование о центральной площади, следует сказать о великолепной начинке Палаццо Пубблико, являющегося более 700 лет местом правления всех сиенских правителей, начиная со знаменитого Правительства девяти, отчего и была площадь в 1347 г. вымощена кирпичом на ребро в виде девяти одинаковых клиньев. Внутри палаццо имеется несколько залов, великолепно расписанных и декорированных. В том числе Зал географических карт со знаменитой фреской Симоне Мартини Маэста, посвященной триумфу Мадонны, и Гвидориччи да Фольяно известный всему культурному миру портрет знаменитого в те годы сиенского кондотьера на лошади, покрытой разукрашенной ромбами попоной... Не менее интересны Аллегория Хорошего и Плохого Правительства работы Лоренцетти в так называемом Зале девяти. Удивительна светская, даже философская тема полотна, написанного между 1335 и 1339 г. Да и остальные залы (Капелла, Зал Балия) не менее роскошны (не могу подобрать другого слова) и интересны. Их можно не смотреть, но даже читать... Последнее маленькое наблюдение. Кампо удивительно чув-ствительна ко времени: утром, днем или вечером это совершенно разные площади, разные картины, разное освещение. Как будто они относятся к разным городам. Но всегда к одной и той же эпохе... С неповторимой атмосферой... И при этом с нее никогда не хочется уходить. Так и ищешь зацепку, чтобы еще немного остаться: фонтан, чашечка кофе, еще один кадр, две старушки за столиком, удар колокола, красивая женщина, сценка с собачкой... На этой безумно старой площади вы ощущаете молодость жизни. Желание... И совершенно естественно воспринимается поблекшая где-то краска, патина, трещина в штукатурке: платье короля не может быть всегда новым, зато оно неповторимо... Вторым центром тяжести (или, может быть, наоборот, нео-быкновенной легкости и полета творчества древних) является Пьяцца Дуомо, с расположенными на ней Собором и Оспедале Санта-Мария делла Скала одним из самых старинных госпиталей в мире. Сиенский Дуомо храм, который вполне может быть отнесен к одному из чудес света, таков его внешний и тем более внутренний облик. Начатый в 1136 г., он строился практически одновременно с пизанским, непрерывно соперничая и в конце концов, по мнению сиенцев, превзойдя оный в великолепии и торжественности интерьера. А если положить на весы сравнения его удивительные неповторимые расписные полы, не имеющие аналогов... Не будь страшной чумы 1348 г., вполне воз-можно, что он стал бы и самым большим в Италии. Во всяком случае, начатая одновременно с возведением башни Марджа тем же самым архитектором Джованни дАгостино вторая часть его стен стоит вписанная в городской пейзаж до сих пор, напоминая о великих замыслах сиенцев... Великих, но не завершенных. Однако хватит и того, что есть, ибо лучшее враг хорошего... Выйдя со сцены Пьяцца дель Кампо, поднимаемся по узкой и короткой улице-лестнице и попадаем на огибающую центр Виа ди Цитта. По ней, медленно огибая стоящие здесь дворцы (а если пройти несколько далее, можно дойти до знаменитого Палаццо Буонсиньори с разместившейся в нем нацио нальной Пинакотекой, Виа Пьетро, 29), мы поднимаемся до короткой Виа Капитане, которая и выведет нас прямо на великолепную предсоборную площадь. Но перед этим остановитесь на минуту у какого-либо кафе и переведите дух с помощью гениального итальянского Сагофредо, Лавацца или Илли. Между двумя сиенскими шедеврами, отстоящими друг от друга всего на 500 метров, необходимо создать небольшой антракт... Иначе ни ваши глаза, ни эстетическое восприятие ваше просто не выдержат зрелища... Фасад собора в 1284 г. начал строить Джованни Пизано. Начал в романском стиле, богато декорируя его статуями (понятное дело скульптор), но не завершил жизни не хватило, однако уже в первой половине века последователи великого архитектора и скульптора его с великим упорством и приложением сил завершили, введя в него элементы входившей в моду готики. О работе Пизано напоминают три огромных глубоких романских портала в нижней части фасада. Джованни Пизано не только создал архитектурный Фасад, но и орнаментировал его своей бесценной скульптурой. Над правым порталом он изобразил предположительно себя в виде строителя с кирпичами и ведром. Слава тебеу о великий мастер! О поражающем упорстве итальянских строителей храмов говорит тот факт, что три мозаики на фронтонах фасада выполнены Агостино Кастеллани только в 1877 г., а великолепные бронзовые двери и вовсе уже в 1958 г. нашим современником Энрико Манфрини. Фасад настолько насыщен персонажами, что его можно рассматривать несколько часов, особенно если вооружиться биноклем, что позволит рассмотреть детали. Тогда его можно даже читать... Однако войдем внутрь. Удивительный трехнефный интерьер, соединяющий грандиозность с изысканностью, в первый момент просто поражает прекрасной находкой зодчих полосчатой структурой стен и колонн, придающей храму легкость и даже не-которую фантастичность, которая как бы смягчает безудержное стремление вертикалей колонн и мягко сочетает их с бесконечными горизонталями карниза и стрельчатыми аркадами нефов и окнами балконов. Полосатость храма, поражающая вас в первый момент, далее заставляет восхититься находкой и смелостью древних строителей... (Кстати, находка эта позднее неоднократно использовалась в соборах и Пизы, и Генуи, и других.) Одной из особенностей Дуомо является галерея понтификов (172 папских бюста именно столько понтификов знал ко времени возведения храма христианский мир), идущая по верху карниза. Под ним установлены бюсты 36 императоров. Вот вам и единение религиозной и светской власти. Да еще и явное указание, какая из них выше. В двух капеллах находятся скульптуры двух величайших ма-стеров итальянского Возрождения и барокко: Микеланджело и Бернини. Причем очень мало кому известные. А одним из главных шедевров является Библиотека собрания книг папы Пия II, устроенная по приказу сиенского кардинала Франческо Пикколомини, тоже избранного позднее папой, принявшим имя Пия III (в память о предшественнике и дяде с материнской стороны, знаменитом сиенце Энэе Сильвио Пикколомини, возглавлявшем церковь Христову с 1458 по 1464 г.). В течение пяти лет (1505-1508) ее расписывал Пинтуриккьо, живопись которого на сюжет эпизодов из жизни Пия II и сегодня поражает композицией, яркостью красок и виртуозной техникой исполнения. Счастье прикосновения к ней почти материально... Ну и, конечно, нельзя без восхищения пройти мимо опираю-щейся на четырех львов (символ Ветхого Завета иудаизма) зна-менитой кафедры работы Николо Пизано. Три года непрерывной работы, начиная с 1265 г., понадобилось мастеру, чтобы отобразить в мраморе сюжеты земной жизни Спасителя: от Рождения до Распятия... Величайшая сила экстаза художника, вырезанная и застывшая (или, вернее будет сказать, наоборот живущая) в мраморе. Те, кто до этого побывал в Пизе, мгновенно узнают повторение работы этого же мастера, занимающей одно из главных мест в пизанском соборе. Но более поздняя сиенская кафедра является вершиной гениальной техники маэстро скульптуры. Да и по размерам она самая большая из всех, созданных когда-либо мастером. Но, конечно, главное в Дуомо это его мраморные живописные полы, ибо подобного в таких масштабах и в таком исполнении нет больше нигде в мире. О них издана масса монографий, их сюжеты, историю создания и технику изучали десятки итальянских и немецких искусствоведов. Сотни фотоальбомов. В чем же идея? Практически по собору пройти нельзя: весь его пол превращен в огромную галерею мраморной полихромной живописи, выполненной своеобразной техникой, соединяющей резьбу по мрамору с мозаикой и пластикой. Эдакую абсолютно оригинальную, практически нигде более не встречающуюся (в подобных масштабах) графику по камню. Сорок мастеров с 1349 по 1547 г. непрерывно трудились над изображением 56 библейских притч, знаменитых Сивилл, а также исторических сюжетов вообще и эпизодов из жизни города в частности... Например, мастер ди Джованни изготовил огромную мозаику на сюжет Избиение младенцев. Очень философична Аллегория фортуны; есть картины, посвященные царю Соломону, Иуде Маккавею, пророку Илие и праотцу Аврааму... А сочетание великолепной техники свободного рисунка с философским подходом ко многим темам и с уникальным терпением исполнителей, годами и десятилетиями выполнявших рисунки в камне, который и обеспечил их вечность, делает эту галерею бесценной... Цветность сиенских мраморов такова, что многие сюжеты буквально теплые и до сих пор источают светлую ауру своих создателей... Выйдите из собора и вздохните. Наверное, только воздух Сиены вдохновляет на такое... И если у вас остались силы или хотя бы их остатки, зайдите в Баптистерий, находящийся внизу лестницы, ведущей от Соборной площади вниз, в город. Он так же уникален, как сам Дуомо. Ну а на следующий день можно посетить Пинакотеку, находя-щуюся в одном из самых прекрасных Палаццо Буонсиньори. Там, в тишине парадных залов, висят шедевры не только великих сиенцев, но и многих знаменитых итальянцев. Впрочем, может быть, даже важнее посетить главное сиенское сокровище Маэсту Дуччо ди Буонинсеньи. В 1878 г. картину изъяли из Дуомо, расчленили и перенесли в Музей собора. Интересна не только сама Маэста, но 26 эпизодов из жизни Христа, написанных на обратной стороне. Эта картина скажет о духе сиенцев больше, чем многие летописи; больше, чем их великая победа в битве при Монтаперти в 1260 г., когда решался вопрос о главенстве в Тоскане Флоренция или Сиена и когда в город было приведено несколько тысяч побежденных флорентийцев и захвачена главная святыня флорентийцев Кароччо (боевая телега, на которой укреплены знамена, находятся трубачи и идет управление битвой). Это был триумф их силы и патриотизма. Но история Маэсты говорит о триумфе Духа, которым обладали жители средневековой Сиены. Из летописей точно известно, что Маэста (Величание Бого-матери) была заказана Дуччо 9 октября 1308 г. как главная алтарная картина Дуомо и закончена им в июне 1311 г. Когда весть об окончании картины и предполагаемом ее перенесении в собор распространилась по городу, началось великое волнение... И вот настало 9 июня. Утро. Картину, написанную на огромной доске, вынесли из мастерской маэстро. Поезд, перевозивший ее, пре-вратился в настоящий кортеж, который возглавили, как сказали бы теперь, официальные лица. Но тогда их никто не назначал: все пришли сами... И толпа, в которой собрались почти все горожане, сопровождала ее до самой церкви. По сути дела, это был торжественный ход. Это был праздник. Крестный ход, ибо впереди всех медленно, словно Богиня (а так оно и было), двигалась Ма-донна... Но величание Мадонны превратилось одновременно и в величание Художника. Величание его величества искусства. И было это задолго до флорентийского Возрождения... Люди бросали свою работу. Владельцы запирали лавочки, кузнецы тушили огонь в горне. И все бежали, чтобы присоединиться к толпе. Чтобы прикоснуться не к картине, нет, только к событию ее завершения, к моменту ее перенесения во храм. Прикоснуться к искусству и к Богу, которые в понятии жителей Сиены были почти едины... Нет, это была не транспортная операция, хотя картина была по тем временам огромна. Это была процессия, это был праздник. Это была Молитва... И к этой же характерной черте жителей, ибо сиенцы всегда считали себя, возможно не без оснований, избранной кастой среди итальянцев, можно отнести древнюю надпись над одними из крепостных ворот (Порта Камолия) в окружающей город еще и сегодня средневековой стене. Там написано буквально следующее: Сиена распахивает перед тобой свое сердце, которое шире, чем эти ворота... Амен.

Требуется для просмотра или выше.

Иртересное по истории Италии

Сейчас на сайте: 4

Пользователи: - отсутствуют

Последние посетители:

Copyright 2011-2012 All Rights Reserved.

source




Комментариев нет:

Отправить комментарий