История дымковской игрушки и народного промысла | «Слобода Дымково» - дымковская игрушка.
в Вашей корзине нет товаров
Свистунья-свистопляска .
Когда-то давно изготовление глиняных игрушек в Вятского края было ремеслом семейным. Люди целыми семьями добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой Свистуньей-свистопляской , приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку , даря радость своего искусства взрослым и детям.
Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище , в котором своя своих не познаша . В честь погибших и в память о трагической битве у Раздерихинского оврага был сооружен поминальный крест, а затем возведена часовня.
Разгульное ярмарочное веселье продолжалось три дня, и все дни жители Вятки, от мала до велика, свистели в глиняные свистульки. Некогда оказавшийся свидетелем сего праздника вятский писатель Лебедев В.В. в своих воспоминаниях сравнивал поход среди свистящей на площади толпы с ощущением, что идешь по воздуху . Описывая людей, Лебедев обращал особое внимание на смеющиеся и в чем-то дерзкие лица вятичей.
К сожалению, ныне этот праздник давно уже канул в Лету, просуществовав лишь до двадцатых годов минувшего века, а вот промысел жив и поныне. В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена являла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, птиц, людей, а также самые разнообразные . Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.
Анна Мезрина и Алексей Деньшин хранители дымковского промысла.
С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже не кормил , как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.
Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица Мезрина Анна Афанасьевна (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. Сейчас ее творчество классика и пример для подражания современным ремесленницам. Свои традиции и свой опыт Анна Афанасьевна завещала двум дочерям: Александре Ивановне Мезриной (1874-1934) и Ольге Ивановне Коноваловой (1886-1979), не только обучив их основам древнего искусства, но и передав все его секреты.
source
Комментариев нет:
Отправить комментарий